Васильева Е.Г. Проблема ценностей в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
Васильева Е.Г., доцент кафедры уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета (г. Уфа), кандидат юридических наук, доцент
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В РЕШЕНИЯХ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тем состоянием, в котором пребывает современное законодательство, оно во многом обязано практической деятельности Конституционного Суда РФ[1]. Последний предпринимает немало усилий по выстраиванию «конституционной вертикали» различных отраслей права, внедряя (через реализацию имеющегося у него объема полномочий) в них ту систему ценностей, которая была признана основополагающей для нашего государства в 1993 году. Однако, проводя параллели между той или иной оспариваемой отраслевой нормой и конституционным видением правового регулирования затрагиваемого в ней правоотношения, Суд зачастую вынужден прибегать к решению задач более высокого уровня, а именно, к определению соотношения самих конституционных императивов, каждый из которых является носителем суверенной правовой ценности. Это закономерно, ибо разрешение конфликта конкурирующих отраслевых норм возможно лишь через установление соотношения «покровительствующих» им конституционных ценностей.
Фактически в решениях Суда не оспаривается то обстоятельство, что конституционные ценности сами могут находиться между собой в иерархическом доминировании-подчинении. Они могут конкурировать между собой[2] и даже вступать в коллизии[3]. Мысль о том, что конституционные ценности имеют иерархию, отстаивается Н.В. Витруком. В частности, это видно из следующего его высказывания в Особом мнении по поводу Постановления КС РФ от 31 июля
Учитывая, что конституционные ценности могут находиться между собой в объективно-конфликтном состоянии, построение их иерархии осуществляется обычно через установление приоритета частных интересов. Так, Н.В. Витрук в указанном выше Особом мнении отметил: «Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской Федерации (в том числе содержание части 2 статьи 80, части 1 статьи 82). Это – конституционная реальность, с которой нельзя не считаться». Такую же позицию занял в Особом мнении по поводу этого же Постановления В.О. Лучин: «Суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность – ценности очень высокого порядка, но они (я исключаю противопоставление) инструментальны по отношению к другой, высшей, конституционной ценности – правам и свободам человека (статья 2 Конституции). В иерархии ценностей, которые Президент поклялся уважать и охранять, права и свободы человека и гражданина также стоят на первом месте (статья 82 Конституции). Он является их конституционным гарантом (статья 80 Конституции). Согласно статье 18 Конституции именно права и свободы граждан определяют смысл, содержание и применение законов и действий законодательной и исполнительной властей».
Между тем, системный анализ конституционных положений заставляет несколько усомниться в категоричности утверждения о том, что на вершине пирамиды конституционных ценностей находится человек, его права и свободы. Несмотря на то, что прямо положительный смысл такого утверждения действительно вытекает из ст.ст.2, 18, ч.3 ст.56, ст.79, ч.2 ст.80, ч.1 ст.82, ч.2 ст. 85 Конституции РФ, смысл ее предписаний, изложенных в ч.2 ст.16, ч.3 ст.17, ч.3 ст.55, сводится к тому, что при противопоставлении личных и публичных конституционных ценностей приоритет остается за последними и это обусловливает ценностную пирамиду не с частно-личными, а с общественно-публичными предпочтениями. Весьма показательным в этом плане является Постановление КС РФ от 22 марта
Часть 3 ст.56 создает иллюзию существования определенного комплекса прав человека и гражданина, имеющих якобы безусловный приоритет перед всеми иными конституционными ценностями, включая те из них, которые выражают наиболее значимые публичные интересы. Между тем, права и свободы человека и гражданина, перечисленные в ч.3 ст.56 Конституции, не подлежат ограничению, прежде всего, не потому, что они имеют приоритет перед теми ценностями, о которых говорит ч.3 ст.55 Основного закона, а потому, что они по природе своей не могут причинить этим ценностям вред. Отсюда коллизия формально разрешенная в пользу частных интересов практически разрешенной оказывается опять-таки в пользу публичных. Именно значимость последних выступает критерием установления возможных ограничений личных прав. К такому приему рассуждения, исходя из системного толкования конституционных положений, прибегает и Конституционный Суд. Так, в Постановлении от 3 мая
Собственно, та же идея заложена и в построение глав Конституции – первая посвящена основам конституционного строя, имеющим явно выраженный публичный интерес, и только вторая – правам и свободам человека и гражданина. Причем ст.16, завершающая первую главу, в части второй содержит предписание, в соответствии с которой строятся (и, соответственно, должны истолковываться) все иные ее нормы: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам Конституционного строя Российской Федерации».
Таким образом, Конституция РФ сама дает почву для признания приоритетными с одной стороны публичных, а с другой – частных интересов. Какой из этих интересов (публичный или частный) является доминирующим с точки зрения Суда – сложный вопрос. С одной стороны, существует масса его решений, в которых частному интересу отдается предпочтение и та или иная ситуация разрешается именно в его пользу. С другой стороны, отдельные судьи данного Суда упрекают его в отдаче предпочтения именно публичным мотивам и интересам. Так, например, А.Л. Кононов в Особом мнении по поводу Постановления КС РФ от 14 июля
Итак, проблема соотношения публичных и частных конституционных ценностей – базовая проблема конституционной аксиологии. Помимо этого, внутри каждой группы ценностей (выражающих частные и публичные интересы) существуют внутренние конфликты (столкновение частных интересов с частными, а публичных с публичными). Такая ситуация обусловливается релятивистской природой ценностей и требует выработки общих путей разрешения ценностных конфликтов.
В юридической литературе на этот счет высказываются достаточно абстрактные рекомендации, которые формулируются обычно как необходимость «нахождения баланса», «установления разумного соотношения», «применения благоразумного равновесия» и проч. Однако сущность этих методов либо не раскрывается, либо описывается в самом общем виде. Так, например, О.И. Андреева пишет: «Социальные ценности по своей сути неравнозначны. Есть ценности, которыми ни при каких условиях нельзя пожертвовать, которые нельзя ограничить, в том числе и в интересах раскрытия преступления и наказания лица, совершившего преступление. Достижение истины не является абсолютным благом. Поэтому очень важно при нормативном регулировании уголовного процесса использовать метод взвешивания ценностей и построения системы приоритетов, действуя по принципу крайней необходимости: должна приноситься в жертву меньшая ценность ради сохранения большей ценности»[10]. Однако принцип крайней необходимости, как известно, не распространяется на те ценности, которые имеют равное значение. Как быть, если каждая из вступающих в конфликт ценностей такова, что ею, говоря словами О.И. Андреевой, «ни при каких условиях нельзя пожертвовать»? И чем «взвешивать» несоизмеримые ценности, в принципе не имеющие общего основания? И что вообще является критерием «абсолютного блага»?
Полагаем, что за отсутствием подобных разработок в праве следует обратиться к научным достижениям, выработанным в аксиологии. Так, отмечая неприменимость (бесполезность) в разрешении конфликта ценностей инструменталистской редукции, а также негодность попыток предписать некую единую «истинную» или «естественную» шкалу ценностей, проф. Н.С. Розов выделяет несколько наиболее эффективных и типовых стратегий разрешения ценностных конфликтов[11]: (а) разделение ситуации на две и выполнение в каждой из них действий, адекватных той и другой ценности; (б) изобретение синтетического действия, удовлетворяющего обеим ценностям; (в) переосмысление и/или дискредитация предмета или действия, соответствующего одной из ценностей; (г) переосмысление и/или дискредитация одной из ценностей; (д) выбор в пользу одной из ценностей и взятие на себя ответственности за отступление от другой. Кроме того, на наш взгляд, данная технология может быть дополнена еще двумя стратегиями, учитывающими компромиссные варианты: (е) одновременное частичное удовлетворение обеих ценностей, обратной стороной которого является частичное отступление от каждой и (ж) попеременное (временное) полное удовлетворение каждой из ценностей[12].
Любая из приведенных стратегий, как нам представляется, может использоваться для разрешения конфликтов правовых ценностей в решениях Суда. Однако выбор стратегии не должен быть произвольным. Он должен подчиняться правилу: более жесткие стратегии могут осуществляться лишь при невозможности применения щадящих. Следует иметь в виду также, что одни и те же ценности различными субъектами могут интерпретироваться по-разному, в связи с чем вступать в «конфликты» с другими ценностями, которые на самом деле не являются антагонистами. Эти ситуации являются псевдоконфликтными. Их разрешение должно сводиться к установлению различий в контексте их восприятия и приведение затем к «единому знаменателю». В целом, процесс определения конфликта ценностей, выбора, а затем и применения указанных стратегий можно назвать технологией разрешения ценностных конфликтов.
[1] Далее – Суд.
[2] Так, в Постановлении 24 апреля
[3] В Постановлении от 22 марта
[4] Имеются в виду Указы Президента РФ от 30 ноября
[5] Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
[6] Приставка «наи…», используемая в данном наречии, означает его превосходную степень, придает ему значение предельной степени (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 324).
[7] Российская газета. 1995. 12 мая.
[8] Российская газета. 2005. 22 июля.
[9] Российская газета. 2007. 2 февраля.
[10] Андреева О.И. Концептуальные основы соотношения прав и обязанностей государства и личности в уголовном процессе Российской Федерации и их использование для правового регулирования деятельности по распоряжению предметом уголовного процесса. Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Томск, 2007. С. 27.
[11] См.: Розов Н.С. Против атрибутивного редукционизма (Несводимость эпистемической рациональности и несоизмеримость ценностей) http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/index.htm
[12] Некоторые из этих стратегий фактически уже используются Конституционным Судом. Так, Суд при проверке конституционности ст. 405 УПК РФ, с одной стороны, основываясь на положениях Конституции РФ и международно-правовых актов, указал, что невозможность произвольного изменения правового режима для участников уголовно-правовых отношений, в том числе для лица, в отношении которого вынесен окончательный приговор, является конкретизацией общеправового принципа справедливости и направлена на обеспечение правовой безопасности и правовой стабильности. С другой стороны, признал, что потерпевшему должно быть обеспечено право на судебную защиту, в том числе и в виде ходатайства о пересмотре приговора, вступившего в законную силу, если произошла обусловленная существенным нарушением судебная ошибка. Для разрешения данного конфликта равнозначных ценностей Судом был выбран компромиссный вариант – допустить пересмотр в порядке надзора по жалобе потерпевшего, его представителя и по представлению прокурора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела, но лишь в течение года по вступлении их в законную силу (Постановление КС РФ от 11 мая
- войдите для комментирования
|